Инструменты. Штихели для работ по металлу изготовляют из инструментальной стали, закаливают и затачивают под определенным углом. Ударные клейма по металлу. В зависимости от назначения они имеют различные профили: треугольный, квадратный, полукруглый и т.д Тонкие и глубокие линии гравируют с помощью мессерштихеля. Это клинок с треугольным сечением, используемыӗ обычно при работе с мелкими изделиями.
Для выборки фона, обработки плоских поверхностей применяют флахштихели. Ударные клейма по металлу. Болтштихели имеют полукруглый профиль и используются для выполнения закругленных углублений.
Для нанесения нескольких параллельных штрихов за один проход служит шатирштихель с пилообразной режущей кромкой.
С помощью шпицштихеля наносят разметку и контур рисунка, выполняют острые углы. Углы заточки штихелей зависят от материала, по которому выполняется гравировка. Ударные клейма по металлу. Так, для стали он должен быть 60°, а для мягких металлов (алюминия, меди, латуни) - 45°. Затачивают штихели на мелкозернистом бруске с последующей правкой на специальном камне, смоченном керосином.
Для работы на сравнительно больших площадях применяют специальные штихели с бойком вместо ручки - зубильца. Форма их также зависит от назначения. С помощью чеканов наносят различные орнаменты и значки - крестики, звездочки, цветки, буквы, цифры и т.п. Кроме того, при гравировке на металле используют различные приспособления для закрепления деталей (тиски, тисочки, струбцины), а также лупу, закрепленную на штативе.
Гравировка на металле. Ударные клейма. Существуют два основных способа гравировки: с выпуклым изображением и углубленным фоном, а также с углубленным изображением на ровном, полированном фоне.
Первый способ применяют при изготовлении клише, клейм, пуансонов, печатей и т.п. Металлическую пластину толщиной около 3 мм закрепляют на под- ставке (бруске) с помощью сургуча или мастики. Поверхность ее покрывают белой акварелью. Кальку с рисунком, выполненным мягким простым карандашом, накладывают на пластинку рисунком к краске, сверху кладут лист плотной бумаги и притирают, например, притирочным молотком (рис. 70) или деревянной ручкой инструмента. Ударные клейма по металлу. Таким способом рисунок переводят на заготовку, после чего фиксируют его бесцветным нитролаком в один слой. Затем производят разметку с помощью шпицштихеля. Выборку фона производят с использованием различных инструментов в зависимости от особенностей рисунка, глубина гравировки - до 1 мм.
Вторым способом гравировки наносят надписи и рисунки на подарках, дарственных накладках, дверных и других табличках и т.п. Ударные клейма по металлу. Гравировка на металле под чернение предполагает заполнение углублений рисунка (надписи) черными мастиками. Работы выполняются теми же инструментами, только излишки металла удаляют из линий рисунка и букв. При этом углубления должны быть шероховатыми для лучшего сцепления мастики, вводимой в них при чернении. В качестве мастики чаще всего используют чёрный сургуч. Его хорошо измельчают и заполняют им все углубления гравировки. В этом положении пластинку нагревают, чтобы сургуч расплавился и равномерно заполнил все углубления. Ударные клейма по металлу. Излишки его удаляют кромкой металлической линейки. Затем пластинку шлифуют, полируют и еще раз нагревают, чтобы сургуч восстановил свой блеск и цвет.
При гравировке под глянец линии должны быть особенно чистыми, одинаковой глубины. Сначала тонким шпицштихелем наносят контуры рисунка, затем выполняют отдельные его детали. Ударные клейма по металлу. Линии ведут за один проход, чтобы не образовывались заусеницы, задиры и другие подобные дефекты. Толщину линий при необходимости меняют наклоном штихеля в ту или другую сторону. Если гравировка на металле выполнена чисто, она смотрится особенно эффектно на матовом фоне.